Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы

Начиная эссе с попытки понять причины, способные заставить человекадобровольно уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Эточувство, по мнению автора, возникает прежде всего на основе противоречиямежду человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, «между актером идекорациями».Если мир поддается объяснению, даже и не слишком убедительному, он понятен иприемлем для человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этогообъяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед человекомвстает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?Из этого противоречия и возникает чувство абсурда. Камю кратко описываетфакторы, присущие этому чувству.Абсурд проникает в сознание человека неожиданно, когда он в Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы какой-то моментвдруг чувствует опустошенность, усталость от повседневного бытия. Вдруг онперестает понимать смысл и цель этой повседневности. Цепочка привычныхпоступков разрывается, и именно в этот момент, по мнению автора, сознаниечеловека, застывшее до этого в машинальной жизни, начинает приходить вдвижение.Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий будущим, вдруг осознает,что как раз время – его враг. Как говорит Камю, возникает своего рода бунтплоти, направленный против воздействия времени.Следующей ступенью является ощущение человеком своей чужеродности вокружающем мире. Мир, по всей сути, имеет бесчеловечное начало. Плотность ичуждость мира выражают абсурдность бытия.Кроме того, и в самом человеке скрыто нечто бесчеловечное – поведение, жесты,действия других Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы людей вызывают растерянность, показывая чем человек какфизическое существо является на самом деле. В этом тоже проявляется абсурд.Смертность человека и неизбежность смерти придают чувству абсурдадополнительное содержание.Камю особо останавливается на проблеме интеллекта, разума и познания мира.Познаваемость мира для человека заключается в сведении его к человеческимпонятиям. Однако существует неизменное противоречие между тем, что человек,как ему кажется, знает и тем, что он знает на самом деле.Познание мира с помощью образов (литература, живопись и т.п.) предполагаетотсутствие точного знания. В то же время освоение мира и с помощью наукиневозможно, поскольку она способна лишь опознать и перечислить отдельныеявления. При этом Камю Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы отмечает, что мир как таковой не абсурден, оннеразумен. Абсурдность же заключается в столкновении этой непознанности мирас отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в душе человека. Абсурдрождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнутьразумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира, с другой.Этим выводом Камю противопоставляет себя многим современным ему философскимшколам, утверждавшим, что все сущее разумно, и все познаваемо с помощьюразума.Углубляясь в анализ понятия абсурда, Камю отмечает, что чувство абсурдавозникает при рассмотрении не единичных фактов и впечатлений, а при сравненииналичного положения вещей с определенного рода действительностью, действия –с превосходящим его миром. Камю говорит, что Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы абсурд не коренится ни вчеловеке, ни в мире, а в их совместном присутствии. Абсурд – единственнаясвязующая нить между ними. Развивая свою мысль, автор определяет своего родатриединство: абсурд, человеческое сознание и мир. Исключение одного из этихслагаемых приведет к разрушению всей общности.Столкновение и борьба этих составляющих предполагает отсутствие надежды (но,как подчеркивает Камю, это не отчаяние), постоянное отрицание (но неотречение) и осознанную неудовлетворенность. Нарушение этих условий устраняетабсурд, поскольку разлад уничтожается согласием. Абсурд, по мнению Камю,имеет смысл только в той мере, в какой с ним не соглашаются. Он добавляеттакже, что человек, осознавший абсурд, навсегда к нему привязан.Возвращаясь к проблеме смысла бытия, Камю Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы отмечает, что пережить и испытатьвсе, что положено судьбой, значит всецело ее принять. Однако, если человекосознал, что судьба абсурдна, он не сможет пережить ее испытаний, если несделает все возможное для поддержания этого выявленного сознанием абсурда.«Жить означает поддерживать жизнь абсурда», – говорит Камю.Поэтому автор и делает очень важный вывод о том, что опыт абсурда исамоубийство – категории несовместимые. Человек осознавший абсурдность бытия,находит смысл жизни как раз в постоянной схватке разума с превосходящей егодействительностью.Соответственно, и обеднение, облегчение действительности, которая своимбесчеловечием питает величие человека, – означает обеднение самого человека.Поэтому основным следствием абсурда Камю считает то, что человек своимсознанием изо дня Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы в день свидетельствует об истине, которой является вызовпревосходящему миру.Переходя к понятию свободы, Камю отмечает, что абсурд сводит к нулю все шансычеловека на призрачную вечную свободу, исповедуемую в религии, но возвращаетсвободу поступков и воодушевляет на нее. После осознания абсурда человекпонимает: нет более высшей свободы, чем свобода быть, единственной свободы,которая служит основанием для истины.Причина внутренней свободы человека абсурда заключается в том, что оносознает, что завтрашнего дня в его прежнем понимании ожидания чего-либо отбудущего, нет. Возврат к отчетливому сознанию, бегство от повседневного снаявляются первоначальными посылками абсурдной свободы.По мнению автора, осознание абсурда предполагает замену качества опыта Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы бытияего количеством. Иными словами, важно не прожить как можно лучше, а пережитькак можно больше. А это, в свою очередь, заключается в том, чтобыпрочувствовать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно сильнее.


documentagozflp.html
documentagozmvx.html
documentagozugf.html
documentagpabqn.html
documentagpajav.html
Документ Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы